В продолжение к неопубликованной книге М.Б. Стоцкого , Технический отдел новой техники (ТОНТ)

  • Опубликовано: 20 October 2019

ТОНТ – отдел новой техники

 

ТОНТ – техотдел новой техники

 

1958 год. Уже 8 лет предприятие выпускает электрические соединители. Стране требуется их всё больше и больше, а в производстве преобладают ручной труд и отсталые технологии.

В том же году Министр оборонной промышленности Устинов Д.Ф. с группой специалистов министерства, в том числе начальник конструкторского бюро автоматических линий Кошкин Лев Николаевич, посетил предприятия Татарского Совнархоза и наш завод. Был отмечен низкий технический уровень производства, отсталость технологии и оборудования.

Ввиду этого и в целях резкого подъема производства разъемов на заводе п/я 296 (ныне Элекон) был разработан ряд мероприятий, в том числе и создание специального конструкторского бюро (СКБ) по разработке, проектированию, изготовлению и внедрению средств механизации и автоматизации производства. Основным направлением автоматизации были выбраны автоматические роторные линии.

11 апреля 1959 г приказом 2-го управления Татсовнархоза и приказом по предприятию на базе СКБ (ККБШР) было создано СКБ (специальное конструкторское бюро на правах отдела главного технолога). Его возглавил опытный специалист Матвей Алексеевич Сивков, работавший до этого заместителем главного технолога завода. А через 2 месяца СКБ было передано заводу и переименовано в ТОНТ (техотдел новой техники). Отдел был сформирован за счет внутризаводского перераспределения трудовых ресурсов  (в основном из специалистов ОГТ). Первая группа состояла из 13 человек, а в конце 1-го года своего существования отдел состоял уже из 58 человек,  в том  числе 40 ИТР. В 1961 году в отделе было 78 ИТР, 11 служащих и 37 рабочих.

Одним из первых в отделе были: Бизюков И.Ф., Аймутдинова Н.З. (Мадреева), Мутовкин Ю.Б., Принцева Н.И. (Демидова), Лошкарёв В.Г., Полянина А.А.(Налетова), Власов В., Исаев А.И., Макаров Ю.М., Яргина Л.Г., Шагидуллина Р.Г.(Белова), Юлдашева Р.С., Налимова Г.В.(Юдина), Белякова В.Ф.(Кириллова), Базанова Н.А.(Баранова), Богомазов О.И., Усова Р.И. (Богомазова), Камалова Ф.А.(Каримова), Емелин И.М., Демидов Н.И., Гильмутдинов Г.З.

 

 

Парторганизацию подразделения возглавил Вагапов Камиль Шамильевич, профсоюзную – Шайморданов Шагинур Шагеевич, комсомольскую – Данилова Галя.

Коллектив был молодежный, возраст 23-24 года. Опыта конструкторской работы было мало (практически у большинства не было совсем), но это компенсировалось молодым задором, желанием учиться и работать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Со 2 ноября 1959 г. при СКБ начала работать экспериментальная мастерская. В ней работали Свищев, Барданов В., Афанасьев Н., Макаров П., Надреев Н., Мишин Б. и др. 9 станков, 9 производственных рабочих, мощность не большая, но значение её на этапе становления трудно переоценить. Здесь воплощались в металл идеи молодых конструкторов.

В 1960 г в коллектив СКБ влилась группа молодых специалистов приехавших из Пензы, Ижевска, Тулы, Краснодара. Структура СКБ на этом этапе была следующей:

Начальник СКБ – Сивков М.А.

Бюро роторных линий – начальник Бизюков И.Ф.

Бюро автоматизации – начальник Емелин И.М.

Техбюро – начальник  Райский Д.А.

Бюро электрооборудования – начальник Исаев А.И.

Группа нормоконтроля – старшая Протасова Н.Б.

Мастерская – начальник Желудяков К.И., мастер Куруллин А.Н.

Нехватку конструкторского опыта компенсировали упорной учебой, стажировкой в ЦКБ –3 г. Подольска, изучением технической литературы, опыта др. предприятий.

Первыми разработками СКБ были:

-автомат контроля усилия гнёзд изд. СШР (ведущий Макаров Ю.М.)

-установка проверки герметичности изд. ШРГ

-агрегатный автомат доработки винтов (ведущий Емелин И.М.)

-роторная линия сборки гнёзд ЛГ 2РМ-1 (ведущие конструктора Бизюков И.Ф., Рудаков В.)

Год 1969 вошел в историю развития отдела как год наиболее интенсивного развития. На конец года численность СКБ составляла 100 человек. В 1961 г СКБ возглавил Николаев А.М. Резко возрос объем производства в экспериментальной мастерской. Для оперативного управления производством курирование мастерской поручено зам. начальнику СКБ Ровнову И.Н.

Молодой коллектив успешно трудился. Один за другим были разработаны проекты автоматических роторных линий и автоматов:

ЛГМ-102 (ведущий конструктор Клейменов В.И.)

ЛГМ-103 (ведущий конструктор Бубеков Г.Н.)

ЛШМ-101 (ведущий конструктор Цибисов Г.С.)

Автомат контроля диаметра штырей и ряд других.

Задора, молодости, желания творить было много, но зачастую не хватало опыта, квалификации как у разработчиков оборудования, так и у производственных рабочих экспериментальной мастерской. Да и коллективы цехов, для нужд которых проектировалось и изготовлялось оборудование, ни технически, ни психологически не были готовы к эксплуатации такого сложного оборудования. Но в отладке оборудования,  во внедрении его в производство коллектив прошел отличную школу по созданию перспективного оборудования. Были, конечно, промахи и неудачи, не всегда хватало настойчивости, не всегда было понимание со стороны технических руководителей, но коллектив успешно работал.

5 марта 1962 г приказом по Совнархозу начальником СКБ назначается Рено Сергей Павлович, опытный производственник и руководитель, возглавлявший коллектив в течение 18 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рено Сергей Павлович

 

Рождения 28.06.1919 г на Украине. В 1936 г окончил среднюю школу, а в 1941 г Киевский индустриальный институт. По распределению поступил на Казанский моторостроительный завод. Работал там в должности мастера, технолога, начальника конструкторской группы, начальник КБ, начальником цехов до 1962 г. В 1962 году по решению Татарского Совнархоза направлен на наше предприятие начальником СКБ машиностроения по автоматизации и механизации производства.

Сергеем Павловичем Рено создан мощный работоспособный конструкторский отдел с цехом по производству перспективного нестандартного оборудования для нужд завода и предприятий подотрасли.

Разработаны, изготовлены и внедрены в производство сотни единиц скоростного оборудования роторного типа, агрегатных станков, робототехнологических комплексов, автоматов и полуавтоматов, приспособлений и стендов.

С 1962 по 1987 г Сергей Павлович работал начальником СКО, главным технологом, зам. главного инженера, главным конструктором по машиностроению, а к выходу на пенсию в 1981 г – заместитель начальника отделения машиностроения.

Грамотный инженер, сильный руководитель, требовательный к себе и подчиненным, авторитетный и уважаемый человек в своем коллективе и среди тех, с кем он имел дело, Сергей Павлович до последних дней продолжал работать. Его труд отмечен многими поощрениями и в том числе орденом «Знак Почета», 4-мя медалями, знаком «Изобретатель СССР», знаками «Победитель соц.соревнования» и др.

Завод помнит вас, Сергей Павлович!

С 01.01.1963 г СКБ переименовано в ТОНТ (техотдел новой техники).

На фотографии 1963 г коллектив конструкторского отдела ТОНТ (слева-направо)

1 ряд (лежат) Богомазов, ------, Черкасов, Максимов, Галиуллин, Гусев,

 -----,

2 ряд (сидят) Надреева, Салмина, ------, Яргина, Доброродная, -------, Бочарова, Шаркова, --------, Белова, Баранова.

3 ряд (стоят) Юдин, Удалова, Цибисов, Налетова, Кириллов, Юлдашева, Демидова, Исаева, -------, --------, --------,---------, Галиев, Саляхов

4 ряд (стоят) Феклюнин, Емелин, Рудаков, Лошкарев, Горохова, Мутовкин, Каримова, Демидов, Соловьев, Гильмутдинов, Клейменов, Рено, Кулагин, Ровнов, Сабиров, Шиморданов, Власов.

(там, где стоят прочерки, фамилии не вспомнили, извините)

В мае 1962 г была создана группа наладки, которую возглавил Соболев И.Н., в неё вошли вед.инженер Емелин И.М., Клейменов В.И., слесари Гребнев А., Сергеев И.

2 бригада – старший Куруллин А.Н., Гильмутдинов Г.З., слесари Захаров, Попов. Собранные,  отлаженные и внедренные в производство линии оказали заводу существенную помощь в выполнении производственного плана.

К числу важнейших работ, на которых проходило становление коллектива, следует отметить разработку, изготовление и внедрение автомата контроля штырей АКДШ и роторного автомата ПФРК. АКДШ позволил механизировать ручной труд, исключил субъективность контроля. Он экспонировался на ВДНХ СССР и был удостоен серебряной медали и Дипломом II степени.

Полуавтомат нарезания резьб ПФРК (полуавтомат фрезерования резьбы корпусов) совершил революцию в технологии производства корпусных деталей, позволил отказаться от калибровки резьб, упростить литейные формы, облегчить труд.

Много труда, знаний, профессионального умения вложили в создание и внедрение оборудования Емелин, Мутовкин, Исаков, Головизнин, Семин, Волков, Богомазов, Кулагин, Гребнев, Елин, Свищев, Салахов, Шарков и др.

За год неуклонно росло количество и качество разработок и производство спецтехнологического оборудования. Годовой объем производства мастерской в 1965 г достиг 400 тыс. руб. Руководство завода, оценив большую отдачу коллектива, его оперативность, техническую зрелость, а так же ощущая резкую потребность в спецтехоборудовании, принимает решение по развитию производственной базы ТОНТа. На базе производственной мастерской и машиностроительной группы цеха 5 создается цех машиностроения № 32.

Начальником цеха № 32 был назначен опытный производственник Подрядов Павел Михайлович, зам. нач. цеха Куруллин А.Н., мастерами Бушуев Ю.А., Шафранов Б.Н., позднее Свищев Д.П. и Ситдиков И.А.

Забегая вперёд дадим краткую справку о деятельности цеха 32. Коллектив цеха совместно с коллективом ТОНТ за время своего существования выполнил огромную работу по оснащению как головного завода, так и заводов отрасли спецтехнологическим оборудованием.

Цех возглавляли: Подрядов П.В. с 1966 по 1972 год, Исаев А.И. с 1972 по 1983 год, Соболев Т.Н. с 1983 по 1995 г. Затем цех был расформирован, и в конце 90-х когда была сделана попытка возобновления цеха под руководством Абрамова В.Н., но просуществовал он не долго.

В цехе 32 работали специалисты высокой квалификации. Среди них: старшие мастера Бушуев Ю.А, Свищев Д.П., Ситдиков И.А., Шафранов Б.Н.; слесари-сборщики: Захаров В.А., Бельнюшкин А.Н. (кавалер ордена «Знак Почета»), Климанов Б.В. (ордена Ленина и Красного Знамени), Зайнуллин К.А.(орден Знак Почета), Каримов А.П., Макаров И.А., Елесин Е.В.; токари: Камалиев Я.С., Козин Г.Н., Фадеев И.Г., Чупихин А.А.; фрезеровщики: Замалетдинов И.М., Шкларевич Н.К.; электрослесарь Шерстобитов Ю.Н. и многие др. Звание «Мастер золотые руки» имели слесаря Головизнин В.А., Климанов Б.В., Захаров В.А., Макаров И.А., токаря Фадеев И.Г., Козин Г.Н.

Ликвидация цеха СТО № 32 в сложные годы перестройки и выживания производств была, наверно, оправданной мерой, но для завода и отрасли явилась большой потерей.

Ну а в шестидесятые годы (1965г) создание машиностроительного цеха явилось важной вехой в борьбе коллектива за технический прогресс на предприятии, но и ставило качественно новые задачи перед коллективом. Нужно было осуществлять комплексное решение вопросов механизации и автоматизации производства.

В годы 8 пятилетки был проведен комплекс мероприятий по организации на предприятии поточного производства. За короткий срок коллективом ТОНТ при участии ОГТ, ОГЭ, ОКС были разработаны, а цехами 32, 5, 6, 19 изготовлены 12 поточных линий механической обработки, что позволило без увеличения численности повысить выпуск продукции в 2,5 раза. Кроме линий мехобработки были изготовлены и внедрены 4 поточных линии в сборочном цехе и 2 в цехе пластмасс.

Успешный опыт коллектива по внедрению в производство соединителей поточно-механизированных линий был распространён на предприятиях отрасли  с помощью специалистов нашего завода.

В разработке и внедрении поточно-механизированных линий следует отметить заслуги Емелина И.М., Определякова Г.К. Кулагина Г., Домолазовой Г.И., Гаязова Н.М., Яргиной Л.Г., Кирилловой В.Д., Хайруллина Ф.А., Газизуллина И. и др.

В 9 пятилетке коллективом ТОНТ завода и предприятия отрасли были оснащены высокопроизводительным оборудованием: автоматами АА-2, автоматами зенковки, п/автоматами электроискровыми Н-275, автоматом сборки гнёзд 3АСГ, п/автоматами лужения ПЛГ, токарными п/автоматами ТС-2М и другими.

Кроме этого оказывалась значительная помощь сельскому хозяйству изготовлением и поставкой пультов управления птичников, грануляторов травяной муки, приводов тросовых очистителей, различных зап.частей и много другого. В связи с тем, что цех 32 всё более загружался производством серий оборудования и для проведения работ опытных  не оставалось мощностей, в составе ТОНТ была создана макетная мастерская во главе с Куруллиным А.Н.

В 1972 году впервые была разработана автоматическая линия серебрения с программным управлением. Для решения проблем механизации процессов сборки и контроля в 1975-76 годах в ТОНТ были созданы 2 бюро – механизации контрольных и сборочных операций, которые возглавили опытные конструктора: Кулешов В.П. и Фирсов Е.И., результаты чего быстро и положительно сказались на производстве.

Новый этап в жизни коллектива начался с переходом в состав ККБШР с 1977 года. Это было связано с тем, чтобы сконцентрировать в «одних руках» разработку новых эл.соединителей, материалов, технологий и разработчиков нестандартного оборудования. Имелось в планах передавать в серийное производство новые разработки ИЭТ, оснащенные передовой техникой и технологией.

ТОНТ был преобразован в ОМ  (отделение машиностроения) со следующей структурой:

-конструкторско-технический отдел – начальник Богомазов О.И.

-отдел сборки и контроля – начальник Гильмутдинов Г.З.

 

-отдел электроавтоматики – начальник Гаязов Н.М.

-технологический отдел – начальник Барышников А.С.

-опытно-экспериментальный цех – начальник Клейменов В.И.

К сожалению результаты этого перехода не состоялись по ряду объективных причин не зависящих от ОМ, а отделение машиностроения, оказывало ККБШР эпизодическую помощь в оснащении новых разработок (НИР Центр, НИР «Наконечник» и др.), по-прежнему все усилия направляло на автоматизацию действующих на головном заводе технологических процессов. За короткое время были разработаны и внедрены: ОКР «Гайка», «Ковар», «Пластмасса», «Символ», «Проверка», «Автомат-Г», «Комплекс», «Корпус М» и др. Коллектив НПКМ (научно – производственного комплекса машиностроения) вырос численно и качественно.

На фото коллектива 1979 г – года 20 летия коллектива, большая часть работников НПКМ.

Ошибкой была передача цеха 36 на завод в результате чего отделение осталось без опытной базы. Это, в некоторой степени, компенсировалось созданием НПКМ, в состав которого вошли:

-отделение машиностроения ККБШР;

-цех серийного машиностроения № 32;

-цех опытного машиностроения № 36.

В 10 пятилетке ( 1976 – 1980 ) силами отделения машиностроения было выполнено 38 НИР и ОКР и из них 24 внедрено в производство. Выпущено 686 единиц оборудования  на сумму 8,5 млн. руб., в том числе предприятиям подотрасли поставлено 188 единиц на сумму   2,2 млн. руб. только АА-2 было поставлено 115 шт., Н-275 – 20 шт. и т.д.

Всеобщая увлеченность гибкими автоматизированными производствами (ГАП), всемерная роботизация затронули и нас. Комплексная программа по ГАП была разработана, выполнены ОКР «Модуль-ГП», «Робот-1» но к сожалению безрезультатно ( не по вине отдела).

Для автоматизации производства на предприятии  Каменск-Уральского   были разработаны ОКР «Кипарис», «Ковар», «Булат» - ведущий конструктор Мишин Б.И., конструкторы Стоцкий, Рощина. Разработка и тиражирование спец.оборудования «Булат» позволили отказаться от импортного оборудования. Созданная установка контроля извлекающего усилия отдельных гнёзд в собранной розетке изд. 2РМ с управлением от микро ЭВМ (вед. конструктор Киселев М.И., конструктора Сабиров Х.Д., Сагдеев Г.Б., Фаткуллин И., Семин М.И., Забродина В.М., Газизуллин Р.И.).

Разработан и изготовлен образец принципиально новой роторной машины для локального покрытия контактов на несущей ленте ( вед. конструктор Подшивалов А.Г., конструктора Агутов В.И. Абдуллина Л.З., Исаева Г.Н. и др.) Эти  машины были созданы впервые в подотрасли и внедрены на ряде предприятий. Создание комплексноавтоматизированных производств на базе роторных роторноконвейерных линий позволило повысить производительность труда от 3 до 10 раз.

Приказом министра № 59 от 1987 г НПКМ было преобразовано в ОГКРЛ (отдел главного конструктора роторных линий) только за 2 года было разработано и внедрено 15 видов нового оборудования, а цеха завода получили и внедрили 20 РЛ и РКЛ. К 1990 году в цехах завода эксплуатировалось 83 единицы роторного оборудования. В больших объемах и разных модификациях тиражировались операционные автоматы (вед. конструктор Р.А.Асхадуллин).

Под руководством вед.конструктора Киселева М.И. было разработано оборудование и созданы участки обжимки и контроля усилия гнёзд РС и гнёзд 2РМ. Полностью ликвидирован ручной труд: 16 автоматов обслуживают 2 человека.

За 50 с лишним лет коллективом машиностроителей разработано, изготовлено и внедрено много различной техники для завода и отрасли. В связи с перестроечными процессами был утрачен и машиностроительный комплекс. Служба механизации и автоматизации всё же продолжает работать в небольшом составе и решать поставленные ей задачи. На сегодняшний день (2013 год) в службе работают:

Мишин Б.И. – начальник отдела,

 

главный специалист Кулешов В.П., ведущие конструкторы Киселев М. Волков М., Сабиров А., Долгов А., Шапошников Г, Балагуров Г., Шаботовский А., а также инженеры-конструкторы Китова Л., Скворцова Н., Шамсутдинова О., Камилова Д.

Из состава отдела машиностроения за прошедшие годы вышли руководители производства, среди них директора и гл. инженеры предприятий, это: Аксенов А.В., Сабиров Г.Т., Черкасов Е.И., Цибисов Г.С., Кириллов Г., Соболев И.Н., Шарков Б.Ф., Демидов Н.И., Молочков В.Н., Юдин А.В., Макаров Ю.М., Фирсов Е.И., Хицкий П.И. и др. многие сотрудники отмечены высокими государственными наградами, достигли высоких достижений в спорте.

Коллектив машиностроителей предприятия за 50 с лишним лет своего существования внес очень высокий вклад в механизацию и автоматизацию производства электросоединителей – 60%  объема производства корпусных деталей и контактных пар изготавливается на оборудовании разработки отдела машиностроения.

 

 

 

 

 

 

 

Ровнов Иван Николаевич

 

Иван Николаевич Ровнов родился в 1911г. в г.Смоленске в семье печатника типографии. По окончании 9 классов школы в 1929г. работал на ремонтном заводе. Затем работал в г.Ленинград с 1930г. по 1932г. шлифовщиком на заводе «Русский Дизель». С переездом в г.Воронеж в 1932 году работал на авиа-заводе шлифовщиком, мастером, зам. нач. цеха, начальником цеха. Без отрыва от производства окончил вечерний техникум и заочный институт инженеров воздушного транспорта. В начале Великой отечественной войны с заводом был  эвакуирован в г. Казань и до 1950г. работал на моторостроительном заводе начальником цеха.

В 1950г. был переведен на завод п/я 296 (ныне Элекон) и назначен начальником вновь организованного инструментального цеха №4. В 1960г. переходит на  работу зам.начальника СКБ, а с 1964г. начальника ТОНТ (тех.отдел новой техники). С 1969г. по 1971г.до выхода на пенсию по возрасту Иван  Николаевич трудился  начальником конструкторского бюро ТОНТ.

Работая на заводе п/я 296 (Элекон) И.Н.Ровнов показал себя грамотным  инженером, опытным руководителем, умеющим работать с людьми в разных коллективах, хорошим организатором (организация инструментального цеха, развитие СКБ машиностроения).

Иван Николаевич Ровнов внес значительный вклад в перепрофилирование и развитие завода.

 

 

 

Подрядов  Павел Михайлович

 

Павел Михайлович Подрядов  родился в 1918г. в Ульяновской (Симбирской ) области. Учился в средней школе с 1926г. по 1932г., а затем в ФЗУ Казани, которое окончил в 1934 году по специальности Токаря по металлу. Работал на Казанском заводе «Пишущих машин» (Пишмаш), токарем до 1936г. и мастером до 1938г. Призван в Красную армию, где и служил с 1938г. по 1946г.  последовательно сержантом на Дальневосточном фронте, пом.ком.взвода в Московском округе и инструктором военкомата в Атяшево. После демобилизации работал старшим мастером в ФЗУ завода «Пишмаш», затем начальником цеха там же.

В 1952г. призван в Советскую армию и служил командиром взвода по 1953год.

После демобилизации Павел Михайлович направляется на работу для укрепления кадрового состава на завод п/я 296 (Элекон) . Назначается ст.мастером механического цеха №15, затем начальником цеха №14, цеха №5и с 1966 года начальником цеха №32, который и формирует Цех №32- цех машиностроения.

По состоянию здоровья переводится в 1972г. старшим инженером, технологом отдела Главного механика, где трудится по 1973 год, до выхода на пенсию по инвалидности.

Добросовестный, технически грамотный и опытный руководитель внес достойный вклад в развитие завода, в оснащение производства перспективным оборудованием, разработанным и изготовленным на предприятии.

категория: